Качество освещения влияет на эффективность работы магазина и конечную прибыль. В правильно освещённом магазине посетитель чувствует себя максимально комфортно. Ему легко оценивать внешний вид товаров. Световые акценты обращают внимание на продукцию.
При планировании помещения нужно обратить внимание на следующие параметры:
Регулируется строительными, санитарными нормами. Но на практике указанные в СНиП и СанПин нормы неактуальны.
Теоретики мерчендайзинга рекомендуют ориентироваться на уровень освещенности - 750 люкс, но реальные владельцы торговых точек чаще всего увеличивают этот показатель до 1000-1500 люкс.
Рассчитать необходимое количество светильников для конкретного помещения можно с помощью специального ПО, например, Dialux.
По уровню тепловой температуры светильники делятся на три группы:
При естественном освещении человек воспринимает цвета окружающих предметов без искажений. Но неправильно установленный искусственный свет искажает цветопередачу.
Индекс цветопередачи при естественном свете равен 100 (R a). В магазинах используются светильники с индексом цветопередач от 80 до 90.
Определяет площадь освещения. Светильники с узким углом рефлектора применяются для акцентного освещения: выделения светом отдельных зон и товаров.
Светильники с широким углом рефлектора применяются для общего освещения магазинов. Они заливают торговые залы равномерным светом и обеспечивают общий уровень освещенности.
Чем выше светоотдача, тем выше финансовая эффективность системы освещения.
Для освещения магазинов чаще всего применяются светодиодные и металлогалогенные светильники. У них высокая светоотдача - 80-90 люмен на Ватт.
Другие типы источников света менее эффективные. Например, светоотдача ламп накаливания мощностью 60 Вт составляет 12 люмен на Ватт.
Применяются, как для общего, так и для акцентного освещения. На шинопровод можно подключать дополнительные светильники. Благодаря этому можно управлять общим уровнем освещённости и грамотно расставлять акценты.
Подходят для акцентного и общего освещения помещений.
Также используются для общего и акцентного освещения в магазине.
В среднем подойдёт 1000-1200 Люкс.
Лучше выбирать нейтральный свет с температурой от 4000 до 5000 К. С помощью акцентных светильников можно обеспечить нужную цветовую температуру в отдельных зонах торгового зала.
Оптимальный вариант - светодиодные светильники.У них самая высокая светоотдача и длительный срок службы. Также они практически не выделяют тепло и ультрафиолетовое излучение. Такое акцентное освещение не портит товары и торговое оборудование.
На входе лучше оборудовать светодиодными акцентными светильниками. Дополнительный комфорт для посетителей обеспечит яркое освещение ступеней и дверей магазина.
Можно оформить с помощью светодиодных светильников, разноцветных компактных люминесцентных или газоразрядных ламп.